Выбрать страницу

В следующем году будем отмечать 1030-летия крещения Руси. Это очень большое событие! Православие это неотъемлемая часть нашей культуры. Монастыри играют очень большую роль в распространении христианства. В 988 году крестились на Руси. Религию мы получили уже в готовом виде: со всеми канонами, правилами, иконописью, со святыми мучениками за веру. Монастыри к этому времени уже сформировались. Первым монастырем была Киево-Печерская Лавра. Лавра с греческого языка означает шумная, оживленная улица. Когда количество монахов в монастыре переваливает за сотню, такой монастырь получает статус Лавры. Только мужской монастырь. Женские монастыри никогда статус Лавры не получали. У нас на территории нашей страны осталось всего 2 лавры: Троице-Сергиевая Лавра в Сергиевом Посаде 14 век и Александро-Невская Лавра под Санкт-Петербургом в начале 17 века. Три лавры остались на территории Украины: это Киево-Печорская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская Святогорская Лавра. Остались и общеизвестные монастыри. По степени популярности и известности Ново-Иерусалимский монастырь занимает 3 место после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевского монастыря по количеству паломников. Раз или 2 раза в году богомольные посещения монастырей были обязательны для рядовых граждан и для правителей. Молитва в монастырях более эффективна, чем в простых церквях. Простые люди ходили пешком на богомолья, обувались в лапти, одевались в простые одежды, чтобы не испортить вещи, сбивались в группы для безопасности. По пути стояли постоялые дворы на  богомольных дорогах. Там запрещено было торговать хмельными напитками. Монастыри находились по берегам рек. Богомольцы при подходе к монастырям, мылись, одевались в чистую одежду, мужчины смазывали волосы льняным маслом. Лапти оставляли на берегу. Люди, жившие около монастырей, собирали лапти и этими лаптями топили печки, не заготавливая дров. Богомольные походы совершали простые люди и государи, чтобы подавать пример своим подданным.

Ново-Иерусалимский монастырь занимает особое место. Во-первых, это одна из попыток перенести все, что происходило при зарождении христианского мира на территории Палестины, Израиля сюда к нам. Этим начал заниматься Борис Годунов. Сравнивать с Палестиной нельзя, ничего похожего нет. Ни в рельефе местности, ни в архитектуре. Это попытка людям в 17 веке дать атмосферу через вещи почувствовать Палестину. Привезенными из Израиля материалами, сделали все святые места: каменное помазание, вифлеемская звезда, букля, водоносы и др. Это попытка перенести Палестину, попытка защитить православие. Хоть и не очень похожа местность, но  присутствует гора Фавор, Вифлеемский сад и др. При патриархе Никоне начал создаваться Ново-Иерусалимский храм.

В 1605 году родился Никон, пережил очень трудное детство со злой мачехой, происходил из крестьянской семьи. Был образованным человеком. В 12 лет тайно покинул отчий дом и пошел в монастырь. Овладел языками. Потом по настоянию умирающего отца женился, стал священником. У него было трое детей, но все дети умирали один за другим еще во младенчестве и он, потрясенный горем, и его жена приняли решение уйти в монастырь. И в 30 лет начинается его возвышение. Его заметил сам государь Алексей Михайлович и приблизил  себе, потому что Никон настолько был ревнителем веры, фанатично преданный Церкви, был лидером, ведущим за собой. Алексей Михайлович сделал Никона Патриархом. Он единственный из патриархов заменял государя, когда тот уходил в военные походы. После него никому из патриархов не удавалось это сделать, потому что государи боялись, что церковная власть заменит светскую. Человек он был необыкновенный. На его плечи легла церковная реформа. Это была необходимость. В середине 17 века Россия возвращает территории, которые были утеряны в Смутное время. К нам добровольно присоединяется Малороссия в 1654 году, присоединяется Белоруссия. Мы получили своих братьев по вере — христиан. Оказывается мы на нашей территории молились двумя пальцами. 2 пальца, поднятые вверх, означают двойственную природу Иисуса Христа, что он сын человеческий и сын божий. А вот 3 пальца означают святую троицу. Присоединенные территории молились 3 пальцами. Но этого нельзя было допустить, потому что у одного государства должны быть общие церемонии. Все нужно унифицировать, создать единые стандарты. Этим занялся патриарх Никон — стандартизацией и унификацией церковных процессов, чтобы объединить огромное государство. Он решил изучить первоисточники. Наша религия имеет греческие корни. Когда мы приняли православие, все книги мы получили на греческом языке. А на Руси греческого никто не знал. Просвещенные монахи знали латынь. Тогда приглашают монахов из Греции с Нового Афона. Они начинают переводить с греческого на латынь, а наши монахи с латыни переводят на русский. И выяснятся, что многие традиции переврали. Никон решил, что монахи из Греции, хорошо знавшие русский язык, должны перевести с греческого на русский и выяснили, что многие традиции надо изменить. Начинается реформа церкви. Часть верующих не согласны с новыми догмами. Появился лидер Протопоп Аввакум. И церковное общество распалось на 2 лагеря. Те кто не принял новую веру назвались раскольники. Их оказалось очень много. 11% бежали из страны в Боливию, Перу, Канаду, Польшу. Начиная с Петра 1 к раскольникам начинают относиться более терпимо. Их называют старообрядцы. Старообрядческая община в Москве очень большая. Их храмы никак не отличаются от обычного храма только ритуалами. Нагрузка на патриарха Никона была большая. Произошел конфликт государя с патриархом Никоном. Он обиделся и ушел на 6 лет в Ново-Иерусалиимский монастырь. Никон на свои деньги купил  ближайшие 3 села и построил Ново-Иерусалимский храм. Через 6 лет патриарх Никон возвращается в Москву, для него подготовили документы о лишении сана Патриарха, сослали в ссылку на 15 лет. Сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич сочувствовал Никону, разрешил ему вернуться в свой Ново-Иерусалимский монастырь. Но уже было поздно. Пожилой человек, уставший, хотевший  найти себе место упокоения умер, не доехав до монастыря в 1681. А в 1682 году его восстановили в сане Патриарха Всея Руси.